Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центр диагностики и консультирования – это многомодульный диагностико-коррекционно–образовательный комплекс, аналогов которому по Самарской области не существует. Он открыл свои двери детям с проблемами в развитии и их родителям в 1997 году под руководством директора Логачёвой Нины Александровны. С тех пор многое изменилось: в 1997 – начала действовать психолого-медико-педагогическая комиссия. В 1998 году открыло свои двери единственное в Самарской области отделение индивидуального обучения, в 2002 году - служба ранней помощи и в 2005 году - отдел организации специального образования.
Отделение индивидуального обучения открыто на базе Цетра диагностики и консультирования г. Сызрани в 1998 году. Здесь обучаются дети по медицинским и социально-педагогическим показаниям.
Отделение индивидуального обучения реализует:
- общеобразовательные основные программы (начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование);
- специальные (коррекционные) общеобразовательные программы VII вида (начальное общее образование);
- специальные (коррекционные) общеобразовательные программы VIII вида (начальное общее образование, основное общее образование).
В соответствии с данными задачами сформулирована главная цель работы педагогического коллектива государственного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Центра диагностики и консультирования (отделения индивидуального обучения) г. Сызрани: «Создание оптимальных условий для успешного обучения, воспитания, развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья». В отделении индивидуального обучения осуществляется индивидуальная и индивидуально-групповая формы обучения. При организации индивидуально-групповой формы обучения учитывается программа обучения, возраст и класс, нозология заболевания, психологическая совместимость и целесообразность объединения учеников в подгруппы. К тому же индивидуально-групповая форма обучения позволяет экономить средства, которые направляются на организацию коррекционных, дополнительных образовательных услуг: занятия с логопедом, дефектологом, психологом, сурдопедагогом, лечебной физкультурой, ритмикой, кружковой работой, а так же даёт возможность привлечь для наблюдения за состоянием здоровья учащихся врачей: невропатолога, педиатра, психиатра. Дефектологи, логопеды, психологи проводят индивидуальные занятия оказывают коррекционно-логопедическую помощь учащимся, консультативную помощь родителям детей с проблемами в развитии, составляют индивидуальные программы развития с учётом характера речевых нарушений, оказывают методическую помощь педагогам в использовании коррекционных технологий в обучении детей с дисграфией и дислексией. Комплексный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет решить следующие задачи:
- Создать психолого-педагогическое, социальное и медицинское сопровождения образовательного процесса.
- Создать условие для успешной социализации «особого» ребёнка в общество путём интеграции общего и дополнительного образования.
- Обеспечить качество образования путем реализации индивидуальных образовательных программ.
- Организовать работу по сохранению физического и психологического здоровья учащихся.
- Осуществлять коррекцию высших психических функций.
Концепция модернизации российского образования отмечает, что обучение должно осуществляться в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность. Каждый ребёнок в отделении индивидуального обучения прибывает в комфортном психологическом климате, который способствует успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями в общество. Педагогический коллектив создаёт условия, которые позволяют ребёнку с ограниченными возможностями здоровья, жить полной, а не ограниченной своим заболеванием, школьной полноценной жизнью.