"Здоровые" советы
Сегодня среди выпускников российских школ только 3% здоровых детей. Три человека из ста! В среднем – один ученик на класс.
Это показали исследования Научного центра здоровья детей РАМН. Причем здоровье ребят резко ухудшается именно за годы обучения. Три самые распространенные болезни школьников – близорукость, гастрит, искривление позвоночника. Что родители могут сделать, чтобы изменить положение?
Сколько можно учиться?
Сколько часов в день школьник может читать, писать, решать, запоминать без вреда для здоровья?
Разумные нормы
По расчетам НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, в 5-м классе, например, при 5-дневной рабочей неделе в эту самую неделю должно быть 28 уроков, не больше. При шестидневной – 31 урок. В 6-м классе при пятидневке – 29 уроков, при шестидневке – 32.
Норма на приготовление уроков дома для учеников 5–6 классов – 2,5–3 часа. Значит, задавать на дом больше, чем можно сделать за это время, – нельзя.
Пяти-шестиклассники не могут спать меньше 9,5–10 часов без вреда для здоровья. Они должны пробежать, пройти, проскакать за день около 7 км. Причем 3 км за те часы, что находятся в школе! Иначе дети просто не смогут спокойно сидеть, слушать, вникать, запоминать.
Гулять они каждый день должны 3 часа.
Замерьте нагрузки
Справляется ли ваш школьник со всеми умственными нагрузками, можно определить по некоторым косвенным признакам.
Симптомы хронического переутомления такие:
1. Ребенок не может вечером долго заснуть, хотя зачастую ложится спать позже положенного времени. Младшеклассник хочет спать днем, хотя уже задолго до поступления в школу от дневного сна отказывался.
2. Аппетит стал плохим. Ребенок отказывается есть перед школой, в лучшем случае берет завтрак с собой. Последите за его весом! Одно исследование наших физиологов показало, что 60% московских первоклассников от переутомления похудели к концу первой четверти. А ведь дети растут, они должны прибавлять в весе!
3. Садясь за домашние уроки, не может сразу сосредоточиться – долго копается, перебирает бумажки, карандаши, ищет учебники…
Учителя жалуются, что на уроках он вертится, не слушает объяснений, на вопросы отвечает невпопад.
4. Младший школьник стал чересчур возбужденным, подвижным. А подросток – постоянно грубит.
Подвижность ребенка – защита от перегрузок. А грубость в подростковом возрасте – признак эмоционального дискомфорта.
Сосет под ложечкой
Что происходит с детьми, если в школьном возрасте у них поголовно начинает болеть живот?
Причина первая
Лет двадцать назад ученые открыли, что в большинстве случаев воспаление слизистой оболочки желудка – гастрит – провоцирует бактерия хеликобактер пилори. Эта древняя бактерия с незапамятных времен преследует человека, правда, у медиков есть предположение, что раньше она была для нас не столь опасной. Но сейчас, когда сопротивляемость наших организмов ослабла под влиянием плохой экологии и насыщенной синтетическими добавками пищи, бактерия может принести вред большему числу людей.
Первичное заражение хеликобактером обычно происходит в семье, когда ребенку 4–8 лет, и от родителей: через поцелуи, общую посуду, немытые руки... Несколько лет после заражения никаких признаков болезни не наблюдается. Однако воспалительные изменения в слизистой оболочке желудка уже идут и в какой-то момент появляются боли, расстройства… Чаще всего это время совпадает с учебой в средних или старших классах. Именно с тем возрастом, когда в жизни ребенка появляются дополнительные предпосылки для возникновения гастрита: большая психоэмоциональная нагрузка и пренебрежение к правильному питанию – обед заменяется чипсами или сухариками и запивается газировками.
Причина вторая
Недавно ученые установили еще одну причину именно «школьного» гастрита. Она не связана с хеликобактериозом, а вызвана поражением поджелудочной железы.
Эта железа регулирует множество процессов в организме, в частности, отвечает за кровоснабжение слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки. Стоит «раздразнить» железу теми же непосильными психоэмоциональными нагрузками, физическим переутомлением или нерегулярным и неполезным питанием, как она ухудшает кровообращение слизистой оболочки желудка, на ее поверхности появляются сначала точечные кровоизлияния, а потом и эрозии…
Наша справка
Признаки гастрита
- Ноющая, тянущая боль под ложечкой после еды (возникает не всегда).
- Отрыжка, неприятный кислый запах изо рта.
- Чувство быстрого насыщения и переполнения желудка во время еды.
- Снижение аппетита.
Болезнь отличника
Статистика показывает: чем позже возникает близорукость, тем медленнее она будет развиваться, тем меньших достигнет величин, тем реже дает осложнения.
Хотите, чтобы ваш ребенок видел всю жизнь хорошо или, если уж ему суждено надеть очки, чтоб надел их как можно позже, соблюдайте 5 золотых правил профилактики.
1. Почаще давайте глазам отдых. Если у ребенка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях через каждые 40 минут. Если уже слабая близорукость – через каждые 30. 10–15 минут отдыха – это когда он бегает, прыгает, смотрит в окно, делает гимнастику для глаз.
Как это ни печально для школьника, но смотреть телевизор он может только в выходные дни, когда у него нет уроков. Пять часов напрягать глаза в школе (уроки физкультуры и пения мы не считаем), да два-три часа дома – это нагрузка, которую не может выдержать растущий глаз.
За компьютером школьник может проводить не больше 15–20 минут в день. Если работу за это время не выполнить, ее надо разбить на части и через каждые 15 минут делать перерыв для глаз.
2. Книжку или тетрадку держите на расстоянии 40 см от глаз. При нем меньше всего деформируется глазное яблоко.
3. Закаляйте ребенка, чтобы он как можно меньше болел. Пусть занимается спортом – бегает, плавает, играет в теннис…
4. Кормите полезными для глаз продуктами. Творогом, кефиром, отварной рыбой, говядиной и говяжьим языком, индюшкой, крольчатиной, морковкой и капустой. Давайте ему чернику, бруснику, клюкву. И обязательно зелень – петрушку, укроп…
5. Не сберегли глаза старшего – подстелите соломку младшим детям: не учите их читать раньше 5 лет, не отдавайте в 6 лет в школу.
Спинку прямо!
Главный бич современного школьного образования в том, что дети мало двигаются. Именно потому уже в младшей школе у детей катастрофически ухудшается осанка.
Ода ровной спине
Правильная осанка не только красива, она еще и функциональна, при ней положение тела наиболее устойчиво: вертикальная поза сохраняется при наименьшем напряжении мышц. Значит, когда ребенок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устает. А если он идет, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки.
Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение. При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, а это автоматически ведет к тому, что человек быстрее устает как во время физической, так и во время умственной работы. Плохая осанка может довести ребенка до близорукости или остеохондроза.
Сутулый, с понурой головой ребенок смотрится неудачником и мямлей. К нему так и начинают относиться окружающие, и этим своим отношением вполне могут ребенку внушить, что он и на самом деле не сможет достичь успеха в жизни.
Какой родитель хочет, чтобы его наследник шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой? Никакой. Так что же делать?
Время действовать
Наращивать «мышечный корсет». Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. «Мышечный корсет» спасет даже того, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости...
Постоянно следить за тем, как ребенок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то рядом и мы, взрослые, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.
Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом. Ребенок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2–3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 40 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!
Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.
Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким (волосяным или травяным), подушка – маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. А детям, уже имеющим искривление позвоночника, придется приобрести ортопедический матрас. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно.
Работать над осанкой никогда не поздно. Даже в 15–16 лет еще можно исправить спину так, что в одежде искривленного позвоночника видно не будет. Правда, это потребует значительных усилий и занятий под руководством врача. Но зачем ждать, когда спина станет кривой, не лучше ли начать заботиться о ней прямо сейчас?
Опрос
Что, на ваш взгляд, надо делать школе для сохранения здоровья своих учеников? (Возможно несколько вариантов ответов.)
- Организовать здоровое питание – 20,2%.
- Открыть спортивные кружки и секции – 19,3%.
- Сократить количество учеников в классах – 13,2%.
- Уменьшить объем домашних заданий – 12%.
- Почаще проветривать кабинеты – 10,7%.
- Добавить в расписание уроков физкультуры – 9,4%.
- Проводить на уроках физкультурные паузы – 7,5%.
- Отправлять гулять на большой перемене – 5%.
- Другое – 2,7%.
В опросе приняли участие 12 165 человек.
Опрос проведен на сайте www.aif.ru по заказу еженедельника «АиФ. Здоровье».
Чем лечить расстройство желудка?
Алена, Москва: – Сын после школы сразу едет на тренировки, ест на ходу, грязными руками. Уже дважды у него было расстройство желудка. Можно ли давать ему при отравлении антибиотики?
Отвечает педиатр, доктор медицинских наук, профессор Владимир Таточенко:
– Самая правильная тактика при отравлении – срочно промыть желудок. Надо освободиться от всего съеденного. На это и направлен защитный природный механизм – рвотный рефлекс.
Потом надо принять сорбент для выведения токсинов и восполнить потерю жидкости. Если под рукой нет аптечных препаратов, необходимый раствор можно сделать самим. Берете литр воды (а лучше – морса, компота из сухофруктов), добавляете 1 ч. ложку соли, полчайной ложки соды и 1 ст. ложку сахара и начинаете выпаивать ребенка – понемножку, по несколько глоточков, с перерывами... Вот что делать нельзя, так это давать детям какие-либо средства, останавливающие рвоту и диарею. Сейчас надо «вынести» инфекцию из организма. И не назначайте сами антибиотики. Это может делать только врач после определения возбудителя.
И в то же время не надо относиться к пищевым отравлениям трагически, редко какому человеку удается их избежать. В США, например, подсчитали, что острая диарея настигает каждого американца в среднем 2 раза в год.
Отчего болит голова?
Нина, Печоры: – У сына-пятиклассника каждый день к вечеру начинает болеть голова, он утверждает, что устает от уроков. Иногда даю ему таблетку, но не хотелось бы злоупотреблять лекарством. Что делать?
Отвечает педиатр, доктор медицинских наук Павел Соколов:
– Главное, что вам сейчас надо сделать, это пересмотреть учебные нагрузки.
Что для вас самое важное? Хорошие отметки в школе? Тогда от дополнительных занятий надо отказаться. Если главное – успехи ребенка в музыке, шахматах или изучении языков, тогда не обращайте внимания на тройки в школе.
Если ребенок сильно устает к концу недели, можно иногда в среду или в четверг сделать «разгрузочный» день. Пусть выспится, погуляйте с ним в парке или в лесу, только не разрешайте весь день сидеть у телевизора... Разумный педагог против такой передышки возражать не будет. Но «разгрузочные» дни не стоит устраивать слишком часто, и принимать решение об их проведении должны только вы, иначе рискуете постоянно выслушивать: «А не прогулять ли нам школу? Я что-то неважно себя чувствую».
Разгрузили вы свое чадо или нет, легко узнать по тому, сможет ли он выполнять три правила:
Ложиться спать в такое время, чтобы утром просыпаться отдохнувшим, выспавшимся.
Все занятия и подготовку к урокам заканчивать за два с половиной часа до сна.
Оставшееся время перед сном проводить в спокойных играх (но не на компьютере!), в чтении книг (но не из школьной программы!) или гуляя. Эффект от прогулки перед сном равен эффекту от приема двух таблеток, улучшающих обмен веществ в головном мозге.